вторник, 24 июня 2008 г.

Умозаключение наступает после познания в объекте известного качества, которое играет роль логическо

Умозаключение наступает после познания в объекте известного качества, которое играет роль логического основания, и воспоминания о неразрывной связи между логическим основанием и его следствием: поэтому-то и говорится, что оно наступает в момент, следующий за указанными процессами. В этой стадии нашего анализа становится понятным то, что Дхармакирти и Дхармоттара говорят о результате умозаключения: результат этого источника познания, говорит Дхармакирти (NB. II. 4), определяется точно так же как и при чувственном восприятии. В своих объяснениях на эту сутру Дхармоттара оперирует с тем же примером, который служил ему для выяснения взаимоотношения между источником и результатом знания в восприятии, т. е. он берет простейшее суждение восприятия: вот синий цвет. Подобно тому как там было сказано,3" что чисто чувственный элемент, лежащий в основе этого восприятия и составляющий его реальную подкладку, до тех пор не может быть сознан нами как определенное восприятие синего цвета, пока мышление, на основании 'сходственности' со всем синим и отличия от не-синего, не определит его как таковое; точно так же и здесь, в умозаключении, источником его является 'сходственность', или сравнивающая деятельность мышления, а результатом его общее представление. На первый взгляд как постановка вопроса, так и приводимый пример не могут не возбудить недоумения. Но прежде всего нужно иметь тут в виду, что умозаключение принципиально не отличается от суждения, поэтому даже простейшее суждение восприятия может служить примером умозаключения. Затем следует припомнить все, что было сказано по поводу постановки вопроса об источнике восприятия и его результате. Смысл буддийского ответа и тут сводится к тому, что само наше познание есть свой собственный источник. Реалисты найяики, мимансаки и вайшешики спорили между собой о том, что в умозаключении является источником знания, что его результатом, и что его объектом. Вайшешики (РВ. 206) допускали два решения этого вопроса: или 1 См. выше, в главе об источнике восприятия. Реклама видео-креативная реклама!

Комментариев нет: