вторник, 24 июня 2008 г.

Наконец, возможно так же, что стих «Бхагавадгиты», в котором сделана ссылка на 'Брахма-сутры', есть

Наконец, возможно так же, что стих Бхагавадгиты, в котором сделана ссылка на 'Брахма-сутры', есть не что иное, как позднейшая интерполяция, от которой, конечно, наш текст Махабхараты не может считаться свободным. Мы, во всяком случае, не находим возможным придавать цитате из Бхагавадгиты решающего значения для определения древности сутр Бадараяны в целом. Решить же вопрос о сравнительной древности отдельных сутр и вообще о неоднородности всего собрания Брахма-сутр в настоящее время не представляется возможным. Решающим моментом тут, конечно, должен был бы явиться Ср.: Colebrooke. Miscellaneous Essays. Vol II. P 357 общий характер всего сочинения, но при алгебраической краткости стиля сутр они-то как раз не дают возможности сделать какого-либо определенного заключения. Комментарий Шанкары написан в IX веке и, как увидим ниже, под несомненным и сильным буддийским влиянием Сочинения более древних комментаторов до нас не дошли. Рамануджа, по-видимому, опирается на более древнее, чем Шанкара, традиционное толкование сутр, но сам он жил в XIV столетии. По общепринятому мнению, однако, сутры Бадараяны, в их традиционном понимании, представляют глубоко продуманную, в целом и частях последовательную систему, создание одного ума, стремившегося из хаотического свободного мечтания упанишад создать стройную систему. Поэтому больше вероятия заслуживает предположение об однородности составления Брахма-сутр. Доказав несомненно, что часть этого сочинения не может быть позже V века по P. X., мы с большой вероятностью можем предположить, что и все оно возникло тогда же. - Сутры системы миманса, приписываемые Джаймини, ссылаются довольно часто на Бадараяну (ср. MS. I. 1. 5. и др.), как, впрочем, и Бадараяна ссылается на Джаймини, из чего следует или что авторы их были современниками, или, что всего вероятнее, что ни тот, ни другой не являются действительно авторами приписываемых им сочинений, а лишь родоначальниками философских школ, доктрины которых были записаны в позднейшую эпоху их последователями и затем приписаны им самим. Красота и Здоровье

Комментариев нет: